ИССЛЕДОВАНИЕ + ОБУЧЕНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВУ + КОМПЬЮТЕРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Сравнив этапы исследования и этапы
доказательства теорем, можно увидеть в них
много общего. Так и исследование, и работа над теоремой содержат этапы выдвижения и проверки гипотез. Как
можно их осуществить? Путем проведения компьютерного эксперимента. И. Ф. Шарыгин отмечает: «…компьютер является
очень полезным инструментом в геометрических исследованиях. С его помощью можно
экспериментально обнаруживать новые интересные геометрические факты. Человеку
же остается важнейшая роль – эти факты доказывать (всего лишь!). При этом в
геометрическую деятельность с использованием компьютера могут включаться
школьники и сильные и слабые (с точки зрения математики), технари и гуманитарии ».
Одной из главных целей изучения геометрии
является овладение учащимися искусством доказательства. Для
этого в учебники геометрии включены образцы доказательства теорем, задачи на
доказательство, также в решении задач требуется обязательное обоснование
ключевых моментов. При этом особая роль отводится теоремам, так как ,
во-первых, через теоремы раскрывается
содержание геометрических понятий; во-вторых, теоремы составляют теоретическую
основу решения геометрических задач; в-третьих, теоремы представляют собой
наиболее значимые результаты деятельности математиков. Они являются основными
единицами содержания школьного курса геометрии. Работа над теоремой проходит по
таким этапам:
1) постановка проблемы (мотивация
изучения теоремы);
2) выдвижение
гипотезы (ознакомление с фактом теоремы или подведение к открытию);
3)
проверка, доказательство, опровержение
гипотез (выделение условия и заключения теоремы, усвоение содержания
теоремы; построение аналитического рассуждения; проведение доказательства);
4) развитие теории и практики на основе
полученного знания (применение теоремы; установление связей изучаемой теоремы с
другими теоремами; составление новых задач, вытекающих из доказанного
утверждения).
Таким образом, следует
рассматривать в единстве исследовательскую деятельность, обучение
доказательству и компьютерный эксперимент.
Комментариев нет:
Отправить комментарий